понедельник, 16 мая 2011 г.

Формирование основ информационной культуры личности в условиях школьной библиотеки


16 мая в рамках проекта "Гимназический союз России" состоялся сеанс видеоконференцсвязи (ВКС) на тему: "Формирование основ информационной культуры личности в условиях школьной библиотеки" Открыла конференцию Головань ЕВ., заведующая отделом развития школьных библиотек ОГБУ ДПО "Костромского областного института развития образования". Елена Владимировна обозначила тему обсуждения и представила участников видеоконференции. Коллеги из Санкт-Петербурга, Костромы, Кемеровской области, Ленинградской области, республики Коми, Татарстан делились опытом работы по теме информационной культуры учащихся. Творческий и профессиональный потенциал коллег восхищает! Надо сказать, что и нам предоставилась возможность выступить и принять участие в обсуждении по данной теме. Нас любезно приняли коллеги на базе ресурсного центра МОУ лицея № 3 г. Галича. В нашей библиотеке для учащихся 1 – 9 классов была разработана программа «Библиотечно – библиографические и информационные знания».Цель этой программы - подготовить учащихся к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, научить рациональным приемам работы с книгой; поиску, анализу и синтезу информации; привить умения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности.
Наша библиотека ведёт большую работу в этом направлении На конференции мы представили свою работу по обсуждаемой проблеме : "Электронный читальный зал библиотеки как одно из условий реализации региональной модели информационной подготовки учащихся". Хочется пожелать всем участникам конференции успешной работы по формированию информационной компетентности учащихся, терпения, удачи и новых не менее интересных проектов. Большое спасибо организаторам видеоконференции за возможность общения с коллегами из многих регионов России.

Электронный читальный зал библиотеки как одно из условий реализации региональной модели информационной подготовки учащихся

С 2003 г. в нашей школе активно используются Цифровые образовательные ресурсы в учебно-воспитательном процессе и для организации методической работы.
С 2005 г. школа перешла к использованию дистанционных форм обучения в образовательном процессе и организации внеурочной деятельности. В ходе этих преобразований на базе нашей библиотеки мы начали создавать медиатеку. На сегодняшний день медиатека представлена электронными учебными пособиями по всем предметам школьного курса: электронные учебники, электронные атласы, виртуальные лаборатории и ЦОР которые оформлены педагогами и учащимися образовательного учреждения. С 2010 года проводится большая работа по формированию методической видеотеки.

Рост медиатеки и активное использование электронных учебных пособий в образовательном процессе (Слайд № 1) послужило основой для создания в 2009 г. электронного читального зала.
Электронный читальный зал является подразделением библиотеки и подчиняется заведующей библиотеки, осуществляет информационно - библиографическое обслуживание на основе современных компьютерных технологий и современных средств связи. (Слайд № 2)
Для удобства пользователей график работы школьной библиотеки соответствует работе электронного читального зала.

Организация работы электронного читального зала строится по следующим направлениям:
1. Электронный читальный зал является центром использования электронных образовательных ресурсов, где все участники образовательного процесса могут осуществлять работу с электронными учебниками, справочными пособиями.
2. Компьютеры электронного читального зала (4 рабочих места) подключены к Интернету и к единой локальной сети школы, что создает условия для организации дистанционных олимпиад и дистанционного обучения.
3. На компьютерах установлена программа АИБС «MARK-SQL». Эта программа отвечает требованиям модернизации технологий работы школьной библиотеки и даёт возможность учащимся и педагогам школы пользоваться электронными каталогами книг и учебников нашей школьной библиотеки, электронным каталогом методической литературы, каталогом медиатеки. Наличие электронного читального зала позволяет широко использовать установленные на компьютерах справочные электронные издания. Например:
• Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
• Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
• Страны мира
4. С целью открытости и доступности ресурсов школьной библиотеки с 2008 года на Интернет – представительстве нашей школы создан узел школьной библиотеки. (Слайд № 3) Посетители электронного читального зала могут пользоваться информацией, расположенной на данном узле. На нашем сайте можно посмотреть следующие материалы, например
• методическая копилка,
• конкурсные работы,
• фотоальбом библиотеки;
• На базе школьной библиотеки работают 4 клуба по интересам, информацию о которых мы также размещаем на нашем сайте (работа в клубах ведется по следующим направлениям: духовно-нравственное, эстетическое, литературное, профориентационное и охватывает учащихся 1-8 классов)
Учитывая запросы учащихся, мы на странице электронного представительства школьной библиотеки работаем над созданием раздела «Нашим читателям», на котором размещаются ссылки на необходимые образовательные сайты.
Полнотекстовые базы данных оформляются по запросу учащихся. Например, на Интернет – представительстве библиотеки размещена подборка «Народные промыслы», выполненная учащимися.
5. Поскольку электронный читальный зал используется для дистанционного обучения, в 2009 г. мы получили возможность повысить свою квалификацию, обучаясь на дистанционном курсе – «Я учусь работать в блоге». В результате был создан блог «ЧИТАЙКА». Нам было очень интересно создавать этот блог, осваивая сетевые сервисы и инструменты. Данный блог позволил увеличить количество посетителей нашего сайта и увлечь детей.
6. На базе электронного читального зала все педагоги школы могут ознакомиться с видеоматериалами лучших уроков за последние 3 года. В настоящее время совместно с педагогами школы мы работаем над созданием видеоматериалов по внедрению новых образовательных технологий, используемых при введении ФГОС второго поколения в начальной школе.
Наличие электронного читального зала открывает большие возможности для развития библиотеки как современного информационно-обучающего центра, отвечающего требованиям общества, позволяет повысить качество предоставляемых информационно-образовательных услуг, обеспечивает максимальную доступность к электронным ресурсам, к ресурсам глобальной сети Интернет и, конечно, способствует повышению престижа библиотеки.

2 комментария:

  1. Вера и Ирина, поздравляю с таким значимым событием - в дебатах о переходе на новый статус школьного библиотекаря обсуждаем тему "чем заняться в школе библиотекарю-педагогу". Но я не об этом. Вы - молодцы, пример многим библиотекарям, как нужно добиваться своего! Желаю, чтобы в Чухломе во всех школах было так, да и во всей Костромской области! Новость даём на портал РШБА. Спасибо за материал.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое за столь высокую оценку нашей работы! Мнение коллег для нас очень важно и просто жизненно необходимо. Мы обязательно примем участие в обсуждении о статусе школьного библиотекаря. Должность библиотекарь-педагог просто НЕОБХОДИМА, чтобы дать возможность законодательно закрепить статус и получить возможность проходить аттестацию, переподготовку и конечно же выйти из состава обслуживающего персонала. Ещё раз огромное спасибо за комментарий!

    ОтветитьУдалить